В отношении норм Указа Президента РБ от 15 марта 2016 г. № 98 «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» и приказа ОАЦ при Президенте РБ от 12 июля 2016 г. № 55

 

1. Затрагивает ли принятый Указ вопросы, связанные с совершением звонков, используя интернет-мессенджеры Skype, Viber, Telegram и других интернет-мессенджеров, ОТТ-сервисов?
Принятый Указ не коснется таких популярных и массово используемых гражданами Республики Беларусь интернет-мессенджеров, как «Skype», «Viber» и т.д., при условии, когда соединение будет происходить напрямую между интернет-мессенджерами, а также если владельцы интернет-мессенджеров заключат договоры о взаимодействии с белорусскими операторами, в том числе на терминацию IP-трафика непосредственно на белорусские телефонные сети связи.

 

2. Предусматривается ли Указом ограничения для звонков между пользователями Skype, Viber и других интернет-мессенджеров (ОТТ-сервисов) внутри Беларуси и будет ли взиматься дополнительная плата за это?
Настоящим Указом данный вопрос не регламентирован. Вместе с тем в настоящее время по инициативе операторов электросвязи регуляторами в сфере информатизации прорабатывается вопрос о целесообразности и необходимости монетизации отдельных сервисов и услуг, оказываемых с использованием сетей электросвязи. В результате операторами и регуляторами в сфере информатизации будут выработаны общие организационно-технические и правовые мероприятия, позволяющие осуществлять тарификацию интернет-мессенджеров и ОТТ-услуг.

 

3. Будет ли являться нарушением Указа сокрытие абонентом своего номера, используя услугу антиопределитель номера» при исходящем вызове?
Нет. Не будет. При сокрытии абонентского номера (подключения услуги «антиопределитель номера») оператор связи по-прежнему будет знать, кому на самом деле принадлежит абонентский номер, в отличие от абонента, который принимает вызов.

 

4. Регулирует ли Указ вопросы, связанные с использованием различных так называемых «анонимайзеров» и каналов частных виртуальных сетей (VPN-каналов).
Настоящий Указ не регламентирует порядок использования «анонимайзеров» и каналов частных виртуальных сетей.

 

5. Отразится ли вступление в силу требований Указа и Положения на пользовании такими онлайн-сервисами IP-телефонии, как sipnet.ru, zadarma.com и им подобными?
Такая возможность будет заблокирована после реализации операторами электросвязи требований Указа. Вместе с тем владельцы онлайн-сервисов для оказания своих услуг могут организовать взаимодействие с белорусскими операторами электросвязи, имеющими необходимые лицензии.

 

6. Будут ли подвергаться блокировке номера обычных телефонов при осуществлении на них звонка с мессенджера или онлайн-сервиса?
Нет, не будут. Это коснется абонентских номеров, участвующих в терминации международного трафика посредством GSM-шлюзов и выявленных программно-техническим комплексом противодействия нарушениям порядка пропуска трафика. Операторы электросвязи вправе приостанавливать и впоследствии прекращать оказание услуг электросвязи таким абонентам.

 

7. Куда следует обращаться по спорным вопросам блокировки абонентского номера оператором электросвязи?
В случае ошибочной, по вашему мнению, блокировки абонентского номера, необходимо представить оператору электросвязи, с которым у вас заключен договор на оказание услуг электросвязи, письменные пояснения и документы, которые подтверждают неиспользование абонентского номера для нарушений порядка пропуска трафика.

 

8. Каковы последствия нарушений пользователями услуг электросвязи (абонентами) требований Указа и Положения?
Операторы электросвязи через суд вправе потребовать возмещение своих убытков (нанесенного ущерба).

 

9. Некоторые интернет-сайты предлагают «стабильный» заработок. Для этого необходимо зарегистрироваться на их интернет-ресурсе и загрузить предлагаемое ими специальное программное обеспечение, купить SIM-карту белорусского оператора сотовой связи, установить ее в GSM-модем. Будут ли нарушаться нормы Указа и Положения при использовании таких интернет-ресурсов?
Да, говоря по-простому, при указанной в вопросе схеме, создается одноканальный GSM-шлюз, через который злоумышленники могут осуществлять незаконную терминацию голосового трафика. При выявлении такого GSM-шлюза абонентский номер подлежит внесению в реестр абонентских номеров.

 

10. Был потерян или украден мобильный телефон, позже выяснилось, что при помощи установленной в телефоне SIM-карты осуществлялась незаконная терминация трафика. Какие последствия это повлечет для абонента?
Согласно требованиям Указа и Положения, если программно-технический комплекс противодействия нарушениям порядка пропуска трафика или собственная анти-фрод система оператора связи выявит использование абонентского номера для незаконной терминации трафика, то услуги по нему будут приостановлены или прекращены.

Во избежание подобных ситуаций рекомендуем по возможности в кратчайшие сроки извещать оператора сотовой связи об утере SIM-карты, а также не отключать функцию проверки ПИН-кода при включении сотового телефона.

 

11. При звонке из-за рубежа на экране телефона отобразился не принадлежащий звонящему абонентский номер или отобразилось сообщение, что номер скрыт. Не заблокируют ли абонентский номер, принимающий звонок, если окажется, что такой звонок был осуществлен по «серой» схеме?
Номер телефона, который принимал вызов, не подлежит блокировке. Кроме того, о подобных случаях абонент вправе проинформировать оператора электросвязи, оказывающего абоненту услуги, для принятия соответствующих мер.

 

12. Наше представительство на территории иностранного государства заключило договор на оказание услуг связи с иностранным оператором связи с выделением абонентских номеров иностранной сети связи. С помощью технических средств будет организована связь между нашим представительством в иностранном государстве и головным офисом в Республике Беларусь с использованием интернет-соединения. Будет ли законным использование выделенных нашему представительству иностранным оператором связи его абонентских номеров для входящих и исходящих звонков клиентов компании, находящихся на территории иностранного государства, и сотрудников головного офиса в Республике Беларусь?
Для осуществления такого рода деятельности необходима регистрация средств IP-телефонии в соответствии с порядком, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и учитывающим требования главы 5 Положения о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, утвержденного приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 55. Применение в сети электросвязи общего пользования для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу незарегистрированных средств IP-телефонии не допускается.

 

13. Наша организация является филиалом иностранной фирмы, call-центр которой расположен вне Республики Беларусь. Наш белорусский филиал, имея пул стационарных номеров, посредством программной АТС через сеть Интернет планирует соединиться с этим call-центром. Нарушаем ли мы Указ, если на звонки наших белорусских клиентов отвечают сотрудники call-центра, расположенного за пределами Республики Беларусь?
Для осуществления такого рода деятельности необходима регистрация средств IP-телефонии в соответствии с порядком, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и учитывающим требования главы 5 Положения о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, утвержденного приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 55. Применение в сети электросвязи общего пользования для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу незарегистрированных средств IP-телефонии не допускается.

 

14. Наш офис в Республике Беларусь пользуется сервисом Zadarma для связи наших иностранных клиентов с нашей организацией. Что изменится для нас после 18 сентября 2016 года?
Такая возможность будет заблокирована после реализации операторами электросвязи требований Указа и Положения о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, утвержденного приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 55. Вместе с тем указанные владельцы онлайн-сервисов для оказания своих услуг могут организовать взаимодействие с белорусскими операторами электросвязи, имеющими необходимые лицензии. Кроме того, можно предусмотреть другие варианты организации связи с учетом проведения регистрации используемых средств IP-телефонии.

 

15. В нашей организации установлена программная АТС и GSM-шлюз. Связь осуществляется через SIM-карты, установленные в GSM-шлюз и оформлены на наше юридическое лицо. Сотрудники нашего call-центра принимают заказы от белорусских клиентов. Подлежит ли регистрации согласно Положению наша система IP-телефонии?
В случае если система IP-телефонии не применяется в сети электросвязи общего пользования (IP-телефоны сотрудников установлены в одном здании и нет выхода по IP в сеть электросвязи общего пользования), то такая система не требует регистрации.

В случае если система IP-телефонии применяется в сети электросвязи общего пользования для осуществления такой деятельности необходима регистрация средств IP-телефонии в соответствии с порядком, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и учитывающим требования главы 5 Положения о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, утвержденного приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 55. Применение в сети электросвязи общего пользования для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу незарегистрированных средств IP-телефонии не допускается.

 

16. Куда обращаться для регистрации программно-технических средств, используемых для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу?
Регистрация средств IP-телефонии осуществляется республиканским унитарным предприятием «Национальный центр обмена трафиком» в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Отдельные вопросы по регистрации определены главой 5 Положения о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, утвержденного приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 55.